Управление образования Администрации городского округа Мытищи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Cредняя общеобразовательная школа №24
имени 9-ой Гвардейской Краснознамённой стрелковой дивизии"

опубликованные на сайте фото
и видеоматериалы соответствуют ст. 152.1 ГК РФ

НОКОД


Обращение руководителя


Директор:

Сеген Елена Сергеевна

instagram: ALYONL29

Facebook: Елена Сеген

Календарь
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Статистика
Пользователей онлайн: 1
Сегодня: 50
На этой неделе: 697
Всего: 221521

«Формирование гражданской идентичности на уроках английского языка и внеклассной работе»

Зимина Наталья Михайловна — учитель английского языка МБОУ

« СОШ №24 имени 9-ой Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии»

г.Мытищи.

Актуальность темы. Формирование гражданской идентичности личности является главной задачей социализации в подростковом возрасте. В условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества достижение социального согласия является обязательным условием укрепления государственности, стабильности, безопасности государства как приоритетной политики. Повышаются требования к ответственности и личностной свободе выбора, развитию культуры толерантности в ситуациях межнациональных отношений и общения.

В условиях роста социального разнообразия в стране перед системой образования все более рельефно выступают задачи обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур.В этих условиях А.Г.Асмолов выделяет семь основных задач стратегии социокультурной модернизации образования, без решения которых будут нарастать социальные риски в процессе общественного развития страны, одной из этих задач является  целенаправленное формирование гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в российском обществе. Все это делает тему  данной статья особенно актуальной.

Понятие гражданской идентичности.Феномен идентичности людей (этнической, гражданской, социальной) в условиях современной российской действительности изучается как отечественными, так и зарубежными историками, социологами, географами, психологами, специалистами в области политических наук. Существуют различные определения данного понятия. Мы будем трактовать идентичность как самопонимание, представление человека о самом себе; принадлежность индивида к определѐнной социальной группе и осознание им этого факта. Гражданская идентичность людей имеет свои особые черты в любой стране. Идентичность позволяет человеку осознать себя частью организованной силы, которой является, например, его этническая или гражданская общность, а также защищает человека от негативной социальной информации[3,с.922].

Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл [4,с.51].

Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а предполагает целостное отношение к социальному и природному миру на основе осуществления свободного выбора и самоопределения в условиях уважения права других на свой выбор[7,с.69]. В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры личности – патриотизма, гражданственности, политической и правовой культуры.

Структура, основные направления формирования гражданской идентичности в рамках ФГОС.

Федеральные Государственные Образовательные стандарты направлены на удовлетворение запроса государства и общества к образовательной системе – формированию ответственных, уважающих закон граждан и способствуют реализации приоритетной задачи образования – созданию условий для оптимального социально-личностного развития учащихся.

Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе:

-формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России;

-формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

— духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;

— формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности;

-формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства;

— воспитание патриотизма;

-воспитание толерантного сознания.

Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

когнитивный(познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

— эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

— ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

— деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Обобщение личного педагогического опыта по формированию гражданской идентичности.

Особенностью работы учителя английского языка в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое  не может не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.

Изучение таких тем,как «Семья»,« Город», «Путешествие», «Праздники» не только дает знание основных событий истории края, республики, области, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества,но и формирует чувство гордости за свой народ, семью, город (село).

Работа с текстами домашнего чтения об истории II мировой войны, памятных датах  расширяет кругозор учащихся,формирует историческую память и чувство гордости и сопричастности  событиям героического прошлого народов России.

Изучение политических систем англоязычных стран, сравнение их с Российской направлено на формирование представлений  учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; информирует об основных общественно-политических событиях в стране и в мире; формирует правовую компетентность.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых писателей, ученых направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие  в них, готовность к  участию в общественных мероприятиях.

Изучение темы «Профессии»знакомит учащихся с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием, формирует добросовестное и ответственное отношения к труду.

Связь тем «Экология», «Здоровый образ жизни» с формированием гражданской идентичности личности определена, во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви  к нему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении  страны и ее природного достояния.

Использование мною проектной технологии на этапе обобщения позволяет учащимся не только собрать материал по заданной теме и представить его в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация), но и выработать собственное отношение и выразить свою личную точку зрения на поставленную проблему.

В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности. Поэтому в своей работе я применяю следующие образовательные технологии: проектную, КТД, технологию проблемно-ценностных дискуссий (акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем ответственном самоопределении). На своих уроках использую ролевые игры, учебные дискуссии, эвристические беседы.

Еще большие возможности по формированию гражданской идентичности личности дает педагогу внеурочная и внеклассная деятельность. Проведение олимпиад, конференций, экскурсий во внеурочное время; организация и проведение деловых и ролевых игр; обсуждений статей,  проведение диспутов во время классного часа; проведение конкурсов творческих работ и литературных конкурсов, просмотр фильмов и спектаклей и диспуты по ним, встречи с интересными людьми, организация и проведение научно-практических конференций, конкурсов докладов и рефератов; встречи с ветеранами; организация и участие в конкурсе тематических выпусков газет и многое другое, уже сегодня стало традиционным в образовательно-воспитательном процессе нашей школы.

Заключение.

1) Анализ изученной по данной теме литературы показал, что в настоящее время, становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с гражданской идентичностью современных школьников. Это обусловлено во многом тем, что взросление современного подростка происходит в ситуации самостоятельного поиска и выбора характеристик и качеств, составляющих идеал. Идеал его не только как личности, но и как гражданина своей страны.

2)Под гражданской идентичностью мы понимаем осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл.

3) Анализ существующей практики формирования гражданской идентичности в образовательных учреждениях обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы в этом направлении. Это находит выражение в низком уровне школьного самоуправления, отсутствии продуманной тактики воспитания гражданской идентичности, недостаточном использовании воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов, низком уровне вовлеченности учащихся школ в социальноактивные виды деятельности, в преобладании «знаниевой» парадигмы организации обучения, по сравнению с компетентностной и деятельностной[8,с.41].

При организации, как учебной, так и внеклассной работы следует широко использовать в образовательно-воспитательном процессе традиции и накопленный опыт гражданского и патриотического воспитания.

В современной российской педагогике и психологии все большее признание получает подход, заявленный в Национальной доктрине развития, доктрине образования, утверждающий принципиальную необходимость сохранения национально-исторической и культурной преемственности, сохранения всех культурных ценностей, выработанных предшествующими поколениями на протяжении тысячелетней истории России и ее государственности.

Психолого-педагогическая деятельность в этом направлении активно способствует формированию у детей, подростков и юношей фундаментальных принципов гражданского общества, основанного на приоритете толерантности, правового сознания, осознания гражданской и этнокультурной идентичности, как своей, так и всех других народов, независимо от их численности; активного гражданского участия в жизни общества.

                     Список используемой литературы.

1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 — № 6.с.4-10.

2. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008.

3.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. – 992с.

4. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, №3. с. 48-58.

5. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1994.

6. Симонян Р.Х. От национального самосознания к гражданскому действию. // Массовое сознание и массовые действия. / Под ред. В.Я. Ядова. М., 1994, с. 68-79.

7.Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование — М.:ЦСО РАО, 1997.

8. Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. – М: Центр социологии образования РАО, 2003.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 2000.

 

<НАЗАД>